Долги вернуть нельзя банкротить
Рассмотрев проблему безопасности топливно-энергетического комплекса Адыгеи, в региональном СКР решили проверить некоторые предприятия ЖКХ на признаки умышленной несостоятельности
Более 307 млн. рублей долга накопили теплоснабжающие организации и управляющие компании жилищно-коммунального комплекса республики перед поставщиком ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» к концу 2016 года. О том, почему растут газовые долги у предприятий регионального ЖКХ, в то время как более 80% населения исправно платит за коммунальные услуги, и почему некоторые теплоснабжающие организации оказываются в ситуации банкротства, шла речь на межведомственном совещании в Следственном управлении Следственного комитета России по Адыгее.
— Вопросы нейтрализации угроз экономической безопасности в условиях кризисных явлений экономики в стране приобрели особую актуальность. Регионы Северо-Кавказского и Южного федеральных округов к окончанию минувшего года стали «передовиками» по накоплению долгов за потребленные газ и электроэнергию. В Следственном управлении СКР по Адыгее ведется постоянный мониторинг работы с потребителями газа по погашению задолженности. Анализ данного комплексного исследования свидетельствует о том, что результаты работы фактически нулевые. Задолженность только накапливается. Несмотря на отопительный сезон и высокую активность потребителей горячей воды и тепла среди населения, которое в подавляющем большинстве платит за коммунальные услуги своевременно, ситуация не меняется, — подчеркнул руководитель СУ СК РФ по Адыгее Александр Глущенко.
По данным Следственного управления СКР по Адыгее, ООО «Коммунсервис» Майкопского района в 2016 году нарастило задолженность за потребленный газ до 16,6 млн. рублей — предприятие оплатило порядка 74,4% потребленного объема природного газа. При этом доля оплаты коммунальных услуг населением района составляет более 91%.
Муниципальное предприятие «Хатукайское» Красногвардейского района задолжало газовикам более 13,7 млн. рублей. Предприятие оплатило по факту порядка 47% потребленного газа, а более 80% населения района платит за услуги ЖКХ вовремя.
— Ситуация с МУП «Комсервис» города Адыгейска вызывает особое беспокойство. Выступив своего рода «наследником» обанкротившегося МУП «Ресурс» с долгами более 60 млн. рублей, предприятие «Комсервис» за два года накопило долга по газу на 13,4 млн. рублей. Есть основания полагать, что предприятие было создано с расчетом накопить долги и обанкротиться по примеру предшественника — МУП «Ресурс». Меняется только вывеска, никаких действенных мер по сокращению долга руководством предприятия не принимается, а несостоятельность МУП коммунальной сферы признается не первый раз. Все это указывает на признаки преднамеренного банкротства. Считаю, что назрела необходимость проведения процессуальной проверки по данному факту и рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении виновных лиц, — отметил Александр Глущенко.
«Газпром межрегионгаз Майкоп» постоянно активно работает с должниками, предоставляя льготы — в отопительный период своевременно оплачивать хотя бы 60% поставок газообеспечения. Есть возможности по реструктуризации задолженностей, в счет погашения долгов ведется программа по передаче части муниципальных газовых сетей на баланс Межрегионгаза. Однако это не помогает в решении проблемы. Компания также обращается с исками в суд в отношении злостных неплательщиков. Как пояснил генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» Руслан Арашуков, на исполнении службы судебных приставов находятся исполнительные листы в отношении указанных теплоснабжающих организаций на сумму свыше 40 млн. рублей.
— На 1 января 2016 года задолженность предприятий коммунального комплекса за потребленный газ составляла 231,8 млн. рублей. За 11 месяцев минувшего года дебиторская задолженность была снижена на 16 млн. рублей — до 215 млн. рублей. Многие потребители соблюдают платежную дисциплину, но часть коммунальных предприятий при этом постоянно накапливает долги. Действительно серьезную озабоченность вызывает у нас МУП «Комсервис» города Адыгейска, которое подходит к процедуре банкротства уже в пятый раз за последние 15 лет. Так, данная организация банкротилась в 2003, 2007, 2010, 2011 годах. Серьезные вопросы есть и к МП «Хатукайское» Красногвардейского района — уровень оплаты потребленного газа у предприятия составил в минувшем году 46,2%. Не лучшим образом обстоит дело с платежеспособностью у ООО «Коммунсервис» Майкопского района. Создается впечатление, что руководители этих предприятий проблемы платежеспособности просто не решают, — сказал Руслан Арашуков.
Представитель республиканского Министерства строительства, транспорта и ЖКХ пояснил, что вопрос погашения долгов неоднократно рассматривался на Межведомственной комиссии по улучшению ситуации с платежами за газ. Министерством даны рекомендации предприятиям по своевременности расчетов. Отопительный период 2016–2017 годов в республике начался вовремя, без срывов. У Правительства Адыгеи нет законной возможности субсидировать погашение долгов муниципальных теплоснабжающих организаций, это могут сделать только администрации муниципальных образований, которым принадлежат данные коммунальные предприятия.
Приглашенные руководители коммунальных предприятий-должников и муниципальных администраций отвечали на поставленные вопросы, приводя свои объективные причины образования задолженности и ее роста.
— Себестоимость услуг в коммунальном комплексе выше, чем заложенные тарифы по оплате газа. Если предприятие оказало услуги на 12,6 млн. рублей, а предъявить счет может только на сумму порядка 10 млн. рублей, безусловно, долг растет даже в отопительный период. У коллектива предприятия низкая зарплата — порядка 10,2 тыс. рублей в месяц. Учредитель предприятия — Хатукайское сельское поселение, бюджет которого не превышает 4,5 млн. рублей. Учредителю просто нечем помочь предприятию, — пояснил ситуацию глава Красногвардейского района Вячеслав Тхитлянов.
О том, что на формировании бюджетов сельских поселений сказываются противоречия закона о местном самоуправлении, передавшего на уровень низовой публичной власти полномочия без существенных ресурсных и финансовых возможностей, известно давно. Власть местного самоуправления несет большой объем ответственности, но не может, к примеру, привлечь инвестиции без административных решений муниципального и регионального уровней. В коммунальной сфере региона износ сетей в большинстве своем превышает 90%, средств на серьезную реконструкцию постоянно не хватает. Как отмечали все выступавшие представители муниципалитетов, выход таков — или субсидировать данную сферу, или повышать тарифы. Однако этот вопрос может быть решен только на уровне региональной исполнительной власти.
Тем не менее региональный регулятор цен и тарифов отметил, что предельный индекс изменения оплаты коммунальных услуг устанавливается на основании расчетов платежеспособности населения и данных, которые предоставляют сами предприятия ЖКХ, где учитываются затраты предприятий на обслуживание коммунальных сетей, валовая выручка и пр. Некоторые коммунальные предприятия не предоставляют данные вовремя, а качество предоставляемых документов на расчет тарифов крайне низкое, что также создает проблемы. Предприятия коммунального комплекса не только страдают недисциплинированностью по оплате потребленных энергоресурсов, но и не отдают должное экономическому обоснованию своих расходов.
— Из этих данных рассчитывается и устанавливается единый по субъекту предельный индекс роста платы за «коммуналку». В 2016 году в Адыгее он составлял 3,9%, на 2017 год индекс установлен в 3,4% (в Краснодарском крае — 4%). Затраты на энергоресурсы мы закладываем в полном объеме, который необходим по существующей технологии для работы предприятий. Затем Глава республики своим указом устанавливает процентный индекс роста тарифов по коммунальным платежам для каждого муниципального образования республики. Этим он может влиять и оказывать какие-то преференции, как было сделано в отношении некоторых МО и в течение двух лет — для города Адыгейска. Но здесь стоит учитывать, что установленный средний индекс по региону — это порог повышения оплаты. Таким образом, если в одном муниципальном образовании он повышается, то в других — снижается. И в этом случае другие коммунальные предприятия региона несут свои затраты, — рассказал начальник Управления регулирования цен и тарифов РА Юрий Аутлев.
У муниципальной власти и самих организаций есть и еще один путь влияния на тарифную политику — обращение в суд с заявлением о несоответствии затрат вырученным от предоставленных коммунальных услуг доходам. Однако таких прецедентов — по решению вопроса низких тарифов — в Адыгее не было.
На совещании были проанализированы как объективные причины роста долгов за газ, так и субъективные мнения разных сторон. Если у муниципальных унитарных организаций свои проблемы, то у частных предприятий обоснований накопления неплатежей меньше. В результате представителям правоохранительных органов было предложено по итогам совещания внести предложения о мерах реагирования, исходя из того, что оплата потребленного газа является одной из статей формирования федерального бюджета.
— Невыполнение договорных обязательств по оплате потребленного газа, по сути, является формой хищения бюджетных денежных средств и должно оцениваться с точки зрения наличия признаков преступления, — подвел итог межведомственного совещания руководитель СУ СК РФ по РА Александр Глущенко.
Он также отметил, что разговор состоялся серьезный, а выход из создавшегося положения необходимо найти в кратчайшие сроки. Контроль ситуации с неплатежами по итогам минувшего года Президент РФ Владимир Путин возложил на СКР. В связи с этим сейчас ведется интенсивный мониторинг в регионах, и уже в начале февраля руководство Следственного комитета РФ будет докладывать Правительству страны о состоянии дел по долгам топливно-энергетического комплекса перед ресурсоснабжающими организациями.
Елена КОСМАЧЕВА
Кстати
В этом году заметно упростится процедура взыскания долгов за услуги ЖКХ и по налогам. Их смогут списывать прямо с банковской карты.
Специальное постановление об упрощении процедуры взыскания долгов за услуги ЖКХ, телефонной связи и по налогам принял Верховный суд РФ. Документ начал применяться уже с начала года.
Речь идет о долгах по квартплате, за услуги телефонной связи (как стационарной, так и мобильной) и обо всех видах налогов.
Упрощенным порядком компания сможет воспользоваться, если долг вместе с процентами не превышает 500 тысяч рублей.
Раньше взыскать долги имели право только по итогам полноценного судебного процесса, на котором должник или его адвокат могли отстаивать свою точку зрения. Теперь решение суда будет приниматься за 5 дней и без участия должника.
Эта упрощенная процедура называется «приказное производство». Управляющая компания, налоговая инспекция или телефонная компания смогут просто принести в суд документы, подтверждающие задолженность, и суд выпишет судебный приказ. На основании этого документа судебные приставы спишут деньги с банковского счета.
По закону из суда должно прийти два уведомления. Первое — о том, что в суд поступили документы о долгах. Второе — что выписан судебный приказ о взыскании долга.
После получения второго уведомления у должника есть 10 дней, чтобы оспорить судебный приказ.
Чтобы избежать неприятностей, стоит, во-первых, время от времени отслеживать свои долги через портал государственных услуг, во-вторых, на сайте Федеральной службы судебных приставов (ФССП) или через специальное приложение проверять, не открыто ли против вас исполнительное производство.
Судебные приставы имеют право списывать с банковского счета любые средства, кроме материнского капитала, пенсий, пособий и алиментов на несовершеннолетних, других личных пособий и социальных выплат.